Грамотейка

Развитие умения выполнять звуковой анализ слов с использованием смешанной модели. Знакомство с буквами (заглавными и строчными), правилами их написания. Развитие способности называть слова с заданным звуком.  Развитие способности подбирать слова к трехзвуковой, четырехзвуковой, пятизвуковой  модели. Освоение способов слогового чтения.

Программа занятий

Содержание программы  построено с учетом возрастных особенностей дошкольников и основывается на их избирательной восприимчивости к овладению грамотой. Дети 4–5 лет занимаются звуковой стороной речи, проявляя при этом особую одаренность, а дети 6 лет с большим интересом осваивают знаковую систему, читают.

При обучении детей очень важна подготовка руки к письму. В младшем дошкольном возрасте (3–4 года) важным достижением является овладение произвольными движениями рук и пальцев. При этом широко используется способность детей к подражанию: ребенок подлаживает свои движения к определенной мерке взрослого, изображая любимый персонаж.

В старшем дошкольном возрасте (5–7 лет) дети овладевают непосредственно графическими умениями и пишущим инструментом (фломастером, цветным карандашом). Дошкольники обводят по контуру очертания домиков, заборчиков, солнышка, птичек и т. д.; штрихуют, достраивают и конструируют изображения букв. Дети учатся воспроизводить в рабочей строке различные предметные образы, приближенные к конфигурации печатных букв. При обучении детей письму важно не столько научить их отдельным умениям, сколько сформировать у них весь комплекс готовности к письму: сочетание темпа и ритма речи с движениями глаз и руки.

Настоящая программа включает три направления работы с детьми дошкольного возраста: развитие звуковой стороны речи, ознакомление со знаковой системой языка и подготовка руки к письму

1. Комплекс основных характеристик программы

1.1. Пояснительная записка

Направленность программы: социально-гуманитарная

Актуальность:

Неумение читать или медленное чтение (побуквенное) является серьезной проблемой при обучении ребенка в школе. Кроме того замечено, что семилетнему ребенку труднее овладеть чтением, чем шестилетнему.

Но прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, проводить звуковой анализ слов (то есть называть по порядку звуки, из которых состоят слова). В школе же первоклассника сначала учат читать и писать и только потом знакомят с фонетикой, морфологией и синтаксисом родного языка.

Оказывается, что детям в возрасте 4–5 лет чрезвычайно интересно заниматься звуковой стороной речи. Этим интересом можно воспользоваться и ввести («погрузить») ребенка в удивительный мир звуков, открыть особую языковую действительность, где начинаются азы фонетики и морфологии русского языка, и таким образом привести к чтению к шести годам, минуя пресловутые «муки слияния» звуков посредством соединения букв.

Особенности программы

Обучаясь по данной программе, дети постигают определенную систему закономерностей родного языка, учатся слышать звуки, различают гласные (ударные и безударные), согласные (твердые и мягкие), сравнивают слова по звучанию, находят сходство и различие, делят слова на слоги, составляют слова из фишек, соответствующих звукам, и др. Позже дети научаются делить речевой поток на предложения, предложения – на слова, знакомятся с буквами русского алфавита, составляют слова и предложения из них, употребляя грамматические правила написания, овладевают послоговым и слитным способами чтения. При этом обучение чтению не является самоцелью. Эта задача решается в широком речевом контексте, дети приобретают определенную ориентировку в звуковой действительности родного языка, у них закладывается фундамент будущей грамотности.

Адресат программы:

Обучение по данной программе рассчитано на детей 4–7 лет. Оно построено с учетом возрастных особенностей дошкольников и основывается на их избирательной восприимчивости к овладению грамотой. Дети 4–5 лет занимаются звуковой стороной речи, проявляя при этом особую одаренность, а дети 6-7 лет с большим интересом осваивают знаковую систему, читают.

В результате обучения дети приходят в школу не только читающими, но и способными анализировать устную речь, грамотно составлять слова и предложения из букв азбуки, а также имеют все предпосылки к успешному освоению письма в первом классе.

Срок реализации программы: 3 года

Объем программы: 90 часов

Формы обучения: групповые и индивидуальные

Особенности организации образовательного процесса: очная, группами 10-12 человек, 1 занятие в неделю продолжительностью 20-30 минут (в зависимости от возрастной группы)

Уровень сложности содержания программы: базовый

1.2. Цели и задачи программы. Планируемые результаты.

Цель: подготовка к овледению звуковым анализом слова, формирование предпосылок  к обучению чтению и подготовка руки к письму

Задачи:

- развитие фонематической стороны речи

- формировать у детей общую ориентировку в звуковой системе языка,

-  развитие произвольности движений, графомоторных функций рук,

- формирование умения управлять кистями и пальцами рук

Предполагаемые результаты

К концу обучения дети:

- достаточно хорошо ориентируются в звуковой стороне речи, владеют действием звукового анализа слов, состоящих из 3–5 звуков, могут характеризовать звуки, дифференцируя их на гласные и согласные (твердые и мягкие),

- умеют сравнивать слова различных звуковых структур, используя действие моделирования, подбирать слова по заданной модели, могут также проанализировать речевой поток, вычленяя в нем предложения и графически записывая их.

- владеют механизмом позиционного чтения, плавным послоговым и слитным способами чтения.

- осваивают произвольные движения кистей и пальцев рук, графические умения пишущим инструментом (фломастером, цветным карандашом) в привычной для них прикладной деятельности на основе конструирования.

 Таким образом, у детей к концу подготовительной группы складывается весь комплекс готовности к письму: сочетание темпа и ритма речи с движениями глаз и руки.

Содержание программы

Содержание программы  построено с учетом возрастных особенностей дошкольников и основывается на их избирательной восприимчивости к овладению грамотой. Дети 4–5 лет занимаются звуковой стороной речи, проявляя при этом особую одаренность, а дети 6 лет с большим интересом осваивают знаковую систему, читают.

При обучении детей очень важна подготовка руки к письму. В младшем дошкольном возрасте (3–4 года) важным достижением является овладение произвольными движениями рук и пальцев. При этом широко используется способность детей к подражанию: ребенок подлаживает свои движения к определенной мерке взрослого, изображая любимый персонаж.

В старшем дошкольном возрасте (5–6 лет) дети овладевают непосредственно графическими умениями и пишущим инструментом (фломастером, цветным карандашом). Дошкольники обводят по контуру очертания домиков, заборчиков, солнышка, птичек и т. д.; штрихуют, достраивают и конструируют изображения букв. Дети учатся воспроизводить в рабочей строке различные предметные образы, приближенные к конфигурации печатных букв. При обучении детей письму важно не столько научить их отдельным умениям, сколько сформировать у них весь комплекс готовности к письму: сочетание темпа и ритма речи с движениями глаз и руки.

Настоящая программа включает три направления работы с детьми дошкольного возраста: развитие звуковой стороны речи, ознакомление со знаковой системой языка и подготовка руки к письму.

Программа составлена на основе программы Варенцовой Н.С «Обучение дошкольников грамоте 3-7 лет».

       Учебный план

Название раздела программы

1-й год

(средняя группа) –

 30 часов

2-й год

(старшая группа)-

 30 часов

3-й год

(подгот.группа) – 30 часов

всего

теория

практика

всего

теория

практика

всего

теория

практика

Развитие звуковой стороны речи

Ознакомление со знаковой системой языка

Подготовка руки к письму

Мониторинг

28

-

2

10

18

2

3

25

2

Тематическое планирование (первый год обучения)

Программное содержание.

Материал.

1

Мониторинг имеющихся представлений, умений и навыков

Набор предметных картинок

2

Веселый язычок: подготовка артикуляционного аппарата детей к произношению звуков

Зеркала

3

Знакомство детей со звуками окружающего мира, музыкальных инструментов, живой и неживой природы, их вычленение и узнавание. Развитие произвольных движений рук.

Ширма, стеклянные (чашки, стаканы, банки), металлические (молоток и кастрюля, или молоток и брусок, или звонок) и деревянные предметы (ложки, кубики и др.), зеркало.

4

Уточнение и закрепление правильного произношения гласных звуков а, о, у. Развитие произвольных движений рук.

Ширма, игрушки или предметные картинки: собака, лошадка, лягушка, волк, корова, курица; большой, средний, маленький мячи.

5

Уточнение и закрепление правильного произношения гласных звуков и, э, ы. Развитие произвольных движений рук.

Ширма, игрушки или предметные картинки: мышь, коза, медведь, машина, баран

6

Закрепление правильного произношения гласных звуков а, о, у, ы, и, э; развитие интонационной выразительности речи. Совершенствование произвольных движений рук.

Кукла, игрушки или предметные картинки: котенок, ворона, гуси, дятел, мыши, лошадь, коза, медведь.

7

Закрепление правильного произношения звуков, развитие интонационной выразительности речи. Развитие произвольных движений рук.

Настольный театр сказки «Теремок».

8

Закрепление правильного произношения звуков, развитие интонационной выразительности речи. Развитие произвольных движений рук.

Настольный театр сказки «Волк и семеро козлят».

9

Закрепление правильного произношения звуков. Развитие произвольных движений рук.

Предметные картинки с изображением кошки, петуха, мышки, лягушки; зеркало.

10

Закрепление правильного произношения звуков. Развитие произвольных движений рук.

Игрушки или предметные картинки: барабан, дудочка, паровозик, машинка, колокольчик, котенок, мышонок, собака, барашек, корова, дятел, лягушка, волк, медведь, ослик и др.

11

Закрепление правильного произношения звуков. Развитие произвольных движений рук.

Предметные картинки, пособие «Волшебный кубик»

12

Знакомство детей с термином «слово». Расширение представлений о многообразии слов. Развитие произвольных движений пальцев рук

Персонажи сказки «Колобок», корзинка, фишки-призы.

13

Знакомство детей со звучащим словом. Развитие произвольных движений пальцев рук.

Предметные картинки, изображающие зверей, птиц, рыб, корзинка, фишки-призы, зеркало.

14

Продолжить знакомство со звучащим словом, закрепление понятий «слово» и «звук», развитие умения подбирать слова, схожие по звучанию.

15

Расширение представлений о значении слов. Сравнение слов по звучанию. Развитие умения подбирать слова-друзья к заданному слову. Развитие произвольных движений пальцев рук.

Корзинка, фишки-призы, мяч.

16

Расширение представлений о словах. Знакомство с протяженностью слов. Развитие произвольных движений пальцев рук.

Учебное пособие «Звуковые часы» (из книги А. И. Максакова и Г. А. Тумаковой «Учите играя». —М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2005) или предметные картинки (часы, лук, коровы, гуси, шар, машина, самолет, рак, рыба, дом, пароход и др.), стрелка; мелкие игрушки, фишки, корзинка.

17

Обучение детей интонационному выделению звука в слове. Знакомство с термином «звук». Закрепление знаний о протяженности слов. Развитие произвольных движений пальцев рук.

Фланелеграф, предметные картинки с изображением жука, жирафа, мороженого, ножа, желудя и др. (7–9 шт., в названиях 5–6 из них есть звук ж), мелкие игрушки или фишки, зеркало.

18

Обучение детей интонационному выделению звука в слове. Развитие умения подбирать слова с заданным звуком. Развитие произвольных движений пальцев рук.

Веер, фишки-призы, корзинка.

19

Обучение детей интонационному выделению звука в слове. Сравнение слов по звучанию. Развитие умения подбирать слова с заданным звуком. Развитие движений пальцев рук.

Фланелеграф, предметные картинки с изображением лисы, зайца, сороки, мухи, волка; корзинка, фишки-призы.

20

Обучение детей интонационному выделению звука в слове. Развитие умения подбирать слова с заданным звуком. Развитие произвольных движений пальцев рук.

Фишки-призы, корзинка.

21

Обучение детей интонационному выделению звука в слове. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком. Развитие произвольных движений пальцев рук.

Фишки-призы, корзинка.

22

Обучение детей интонационному выделению звука в слове. Развитие представлений о твердых и мягких согласных звуках. Развитие умения подбирать слова на заданный звук.

Фишки-призы, корзинка.

23

Обучение детей интонационному выделению звука в слове. Различение твердых и мягких согласных звуков. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком. Развитие произвольных движений пальцев рук.

Фланелеграф, предметные картинки, в названии которых есть звуки з и зъ, и картинки, в названии которых нет этих звуков; картинки с изображением большого и маленького комариков, фишки-призы, корзинка.

24

Обучение детей интонационному выделению звука в слове. Различение твердых и мягких согласных звуков. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком. Развитие произвольных движений пальцев рук.

Большая и маленькая корзинки (коробки, сумки и пр.), фишки-призы.

25

Обучение детей интонационному выделению звука в слове. Развитие умения определять первый звук в слове. Различение твердых и мягких согласных звуков. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком. Освоение действия слогового деления слов. Развитие произвольных движений пальцев рук.

Игрушки и предметы (по количеству детей), фишки-призы, мяч.

26

Обучение детей интонационному выделению звука в слове. Совершенствование умения определять первый звук в слове. Развитие умения подбирать слова с заданным звуком. Развитие произвольных движений пальцев рук.

Большая и маленькая машины (или их изображения), предметные картинки, в названиях которых есть звуки р и рь, фишки-призы, мел или фломастер, фишки-призы.

27

Обучение детей интонационному выделению звука в слове. Совершенствование умения определять первый звук в слове. Различение твердых и мягких согласных звуков. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком. Развитие произвольных движений пальцев рук.

Пособие «Звуковые часы», фишки-призы.

28

Обучение детей интонационному выделению звука в слове. Освоение действия слогового деления слов. Различение твердых и мягких согласных звуков. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком. Развитие произвольных движений рук.

Фишки-призы, предметные картинки, названия которых состоят из одно-, двух-, трехсложных слов, мяч.

29

Такие разные звуки: обучение детей умению узнавать слова, в которых не хватает одного звука, первого или последнего

Развитие произвольных движений рук.

Кукла. Предметные картинки

30-32

Повторение и закрепление пройденного материала.

33-34

Мониторинг

Тематическое планирование (второй год обучения)

Программное содержание

Материалы

1

Обследование фонематического слуха. Мониторинг

2

Развитие представлений о многообразии слов. Знакомство с термином «слово».

Кукла, мишка, цыпленок, крокодил, слон, заяц, мяч, машина и др.; корзинка, фишки-призы.

3

Развитие представлений о слове. Развитие умения сравнивать слова по звучанию (слова звучат по-разному и похоже); измерять их протяженность (длинные и короткие слова).

Пособие «Звуковые часы», мяч, фишки-призы.

4

Знакомство с терминами «слог», «звук». Развитие умения определять количество слогов в словах; интонационно выделять звуки в слове. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком.

Фланелеграф, предметные картинки с изображением мяча, кота, рыбы, саней, гусей, машины, коровы, вороны, фишки-призы

5

Развитие умения определять количество слогов в словах; интонационно выделять заданный звук в слове. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком.

Фланелеграф, предметные картинки с изображением кота, лисы, медведя, зайца, фишки-призы.

6

Освоение звукового анализа слов. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком.

Доска, картинка-схема слова дом, указка, фишки серого цвета; картинки-схемы слова дом, указки, фишки серого цвета, фишки-призы

7

Освоение звукового анализа слов. Сравнение слов по звуковому составу (уметь находить одинаковые и разные звуки в словах). Знакомство со смыслоразличительной функцией звука. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком.

Доска, указка, картины-схемы слов дом и дым, фишки серого цвета; картинки-схемы слов дом и дым, указки, фишки серого цвета, фишки-призы.

8

Освоение звукового анализа слов. Знакомство со смыслоразличительной функцией звука. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком

Доска, указка, картинка-схема слова лук , фишки серого цвета; картинки-схемы слова лук, указки, фишки серого цвета, фишки-призы.

9

Освоение звукового анализа слов. Знакомство со смыслоразличительной функцией звука. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком.

Доска, указка, картинка-схема слова лес, фишки серого цвета, мяч; картинки-схемы слова лес, указки, фишки серого цвета, фишки-призы.

10

Освоение звукового анализа слов; определять протяженность слов и составлять их графическую запись. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком

Доска, указка, картинка-схема слова кит, фишки серого цвета, мел; картинки-схемы слова кит, указки, фишки серого цвета, листы бумаги, карандаши, фишки-призы.

11

Знакомство с гласными звуками. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком.

Доска, указка, картинки-схемы слов мак, дом, дым, лук, лес, кит, фишки красного цвета, фишки серого цвета; фишки-призы.

12

Освоение звукового анализа слов. Развитие представлений о гласных звуках. Знакомство со слогообразующей функцией гласного звука. Развитие умения отличать гласные звуки от согласных. Обучение умению проводить графические линии по внешнему контуру предмета и в пространстве около него.

Доска, указка, картинка-схема слова роза, фишки серого и красного цветов; картинки-схемы слова роза, фишки серого и красного цветов, указки, рабочие тетради, фломастеры, ручки, карандаши.

13

Освоение звукового анализа слов. Развитие представлений о гласных звуках. Знакомство с дифференциацией согласных звуков на твердые и мягкие. Обучение умению проводить графические линии.

Доска, указка, картинки-схемы слов луна, лиса, фишки красного, зеленого и синего цветов, мяч; картинки-схемы слов луна, лиса, фишки красного, зеленого, синего цветов, указки, фломастеры, ручки, карандаши, рабочие тетради.

14

Освоение звукового анализа слов. Закрепление умения подбирать слова с заданным звуком. Различение гласных и согласных звуков (твердые и мягкие). Обучение умению проводить графические линии.

Доска, указка, картинка-схема слова сани, фишки красного, синего и зеленого цветов; картинки-схемы слова сани , указки, фишки красного, синего и зеленого цветов, фломастеры, ручки, карандаши, рабочие тетради, фишки-призы.

15

Освоение звукового анализа слов. Различение гласных и согласных звуков (твердые и мягкие). Знакомство со смыслоразличительной функцией твердых и мягких согласных звуков. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком. Обучение умению проводить графические линии.

Доска, указка, картинка-схема слова утки, фишки красного, синего и зеленого цветов; картинки-схемы слова утки, указки, фишки красного, синего и зеленого цветов, фломастеры, ручки, карандаши, рабочие тетради, фишки-призы

16

Освоение звукового анализа слов. Различение гласных и согласных звуков (твердые и мягкие). Развитие представления о смыслоразличительной функции звука. Развитие способности соотносить слова, состоящие из 3–4 звуков, с заданной схемой. Обучение умению проводить графические линии

Доска, указка, мел, картинка-схема слова аист, красные, синие и зеленые фишки, схемы слов, состоящих из 3–4 звуков, предметные картинки с изображением кота, мяча, шара, сыра, рыбы, лисы, гусей, бус;  картинки-схемы слова аист, указки, фишки красного, синего и зеленого цветов, фломастеры, ручки, карандаши, рабочие тетради.

17

Освоение звукового анализа слов. Различение гласных и согласных звуков (твердые и мягкие). Развитие представлений о смыслоразличительной функции звука. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком. Обучение умению проводить графические линии.

Доска, указка, картинка-схема слова лист, фишки красного, синего и зеленого цветов, мяч,  картинки-схемы слова лист, указки, фишки красного, синего и зеленого цветов, фломастеры, ручки, карандаши, рабочие тетради, фишки-призы.

18

Освоение звукового анализа слов. Различение гласных и согласных звуков (твердые и мягкие). Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком. Обучение умению проводить графические линии.

Доска, указка, картинка-схема слова юла, фишки красного, синего и зеленого цветов, мяч; картинки-схемы слова юла, указки, фишки красного, синего и зеленого цветов, фломастеры, ручки, карандаши, рабочие тетради, фишки-призы

19

Освоение звукового анализа слов. Различение гласных и согласных звуков (твердые и мягкие). Развитие представлений о смыслоразличительной роли звука. Развитие способности соотносить слова, состоящие из 3–4 звуков, с заданной схемой. Обучение умению проводить графические линии.

   

Демонстрационный: доска, указка, мел, картинка-схема слова паук, фишки красного, синего и зеленого цветов, предметные картинки, на которых изображены конь, лук, кит, юла, стол, стул, окно, трех-, четырехзвуковые схемы слов. Раздаточный: картинки-схемы слова паук, указки, фишки красного, синего и зеленого цветов, фломастеры, ручки, карандаши, рабочие тетради.

20

Освоение звукового анализа слов. Различение звуков по их качественной характеристике. Развитие представлений о смыслоразличительной роли звука. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком. Обучение умению проводить графические линии в пространстве рабочей строки.

  

Доска, указка, четырехзвуковая схема слова, фишки красного, синего и зеленого цветов; четырехзвуковые схемы слов, указки, фишки красного, синего и зеленого цветов, фломастеры, ручки, карандаши, рабочие тетради, фишки-призы.

21

Освоение звукового анализа слов. Освоение умения выделять ударный звук в слове. Развитие представлений о смыслоразличительной функции звука. Обучение умению проводить графические линии в пространстве рабочей строки.

Четырехзвуковая схема слова, указка, фишки красного, синего и зеленого цветов, четырехзвуковые схемы слов, указки, фишки красного, синего и зеленого цветов, фломастеры, ручки, карандаши, рабочие тетради.

22

Освоение звукового анализа слов. Освоение умения выделять ударный звук в слове. Развитие представлений о смыслоразличительной функции звука. Обучение умению проводить графические линии в пространстве рабочей строки.

Четырехзвуковая схема слова, указка, фишки красного, синего и зеленого цветов, четырехзвуковые схемы слов, указки, фишки красного, синего и зеленого цветов, фломастеры, ручки, карандаши, рабочие тетради.

23

Освоение звукового анализа слов. Различение звуков по их качественной характеристике. Развитие умения выделять ударный звук в слове. Закрепление представлений о протяженности слов, смыслоразличительной функции звука. Обучение умению проводить графические линии в пространстве рабочей строки.

Доска, указка, картинка-схема слова гуси, фишки красного, синего, зеленого и черного цветов (для обозначения ударных гласных); картинки-схемы слова гуси, указки, фишки красного, синего, зеленого и черного цветов; фломастеры, ручки, карандаши, рабочие тетради

24

Развитие способности проводить звуковой анализ слов, качественно характеризовать звуки, подбирать слова с заданным звуком. Освоение умения выделять ударный звук в слове. Знакомство со смыслоразличительной ролью ударения. Обучение умению проводить графические линии в пространстве рабочей строки.

Доска, указка, четырехзвуковая схема слова, фишки красного, синего, зеленого и черного цветов, указки, четырехзвуковые схемы слов, фишки красного, синего, зеленого и черного цветов, фломастеры, ручки, карандаши, рабочие тетради, фишки-призы.

25

Развитие способности детей проводить звуковой анализ слов; качественно характеризовать звуки; выделять ударный звук в слове. Закрепление представлений о смыслоразличительной роли звука. Развитие способности соотносить слова, состоящие их 3–4 звуков, с заданными схемами. Обучение умению проводить графические линии в пространстве рабочей строки.

Доска, мел, указка, трех-, четырехзвуковые схемы слов, фишки красного, синего, зеленого и черного цветов, предметные картинки, на которых изображены дом, сом, рак, лось, волк, шкаф, шары, роза, трех-, четырехзвуковые схемы слов, указки, фишки красного, синего, зеленого и черного цветов, фломастеры, ручки, карандаши, рабочие тетради.

26

Развитие способности проводить звуковой анализ слов и качественно характеризовать звуки. Освоение умения выделять ударный звук в слове. Закрепление представлений о смыслоразличительной роли звука. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком. Обучение умению проводить графические линии в пространстве рабочей строки.

Доска, указка, картинка-схема слова шуба, фишки красного, синего, зеленого и черного цветов, четырехзвуковые схемы слов, указки, фишки красного, синего, зеленого и черного цветов, фломастеры, ручки, карандаши, рабочие тетради, фишки-призы.

27

 Развитие способности проводить звуковой анализ слов; качественно характеризовать звуки; выделять ударный звук в слове. Закрепление представлений о смыслоразличительной роли звука. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком. Обучение умению проводить графические линии в пространстве рабочей строки.

Доска, указка, четырехзвуковая схема слова, фишки красного, синего, зеленого и черного цветов, четырехзвуковые схемы слов, указки, фишки красного, синего, зеленого и черного цветов, фломастеры, ручки, карандаши, рабочие тетради.

28

Развитие способности проводить звуковой анализ слов и качественно характеризовать звуки. Освоение умения выделять ударный звук в слове. Закрепление представлений о смыслоразличительной роли звука. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком. Обучение умению проводить графические линии в пространстве рабочей строки.

Доска, указка, картинка-схема слова мишка , фишки красного, синего, зеленого и черного цветов, пятизвуковые схемы слов, указки, фишки красного, синего, зеленого и черного цветов, фломастеры, ручки, карандаши, рабочие тетради, фишки-призы.

29

Развитие способности проводить звуковой анализ слов и качественно характеризовать звуки. Освоение умения выделять ударный звук в слове. Закрепление представлений о смыслоразличительной роли звука. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком. Обучение умению проводить графические линии в пространстве рабочей строки.

Доска, указка, пятизвуковая схема слова, фишки красного, синего, зеленого и черного цветов, пятизвуковые схемы слов, указки, фишки красного, синего, зеленого и черного цветов, фломастеры, ручки, карандаши, рабочие тетради, фишки-призы.

30-34

Повторение и закрепление пройденного материала.

Мониторинг.

Пятизвуковая схема слова, указка, фишки красного, синего, зеленого и черного цветов, пятизвуковые схемы слов, указки, фишки красного, синего, зеленого и черного цветов, фломастеры, ручки, карандаши, рабочие тетради, фишки-призы.

Тематическое планирование (третий год обучения)

Программное содержание

Материалы

1

Мониторинг

Предметные картинки

2

Развитие умения выполнять звуковой анализ слов; различать твердые и мягкие согласные звуки, ударные и безударные гласные. Совершенствование способности подбирать слова с заданным звуком.

Доска, указка, пятизвуковая схема слова, фишки красного, синего, зеленого и черного цветов, пятизвуковые схемы слов, указки, фишки красного, синего, зеленого и черного цветов, фишки-призы.

3

Развитие умения выполнять звуковой анализ слов; качественно характеризовать звуки, ставить ударение. Знакомство с гласными буквами А, Я (заглавными и строчными), правилами их написания после согласных. Обучение умению строить звукобуквенную модель. Развитие способности подбирать слова к трех-, четырех-, пятизвуковой модели.

Доска, указка, фишки красного, синего, зеленого и черного цветов; карточки с буквами А, Я красного цвета (2 заглавные и 4 строчные); мел, трех-, четырех-, пятизвуковые схемы слов, предметные картинки, на которых изображены шар, лес, кит, пила, ваза, юла, лампа, парта, груша, фишки красного, синего, зеленого и черного цветов; карточки с буквами А, Я красного цвета (2 заглавные и 4 строчные), указки.

4

Развитие умения выполнять звуковой анализ слов с использованием смешанной (звукобуквенной) модели. Знакомство с гласными буквами О , Ё (заглавными и строчными), правилами их написания после согласных. Развитие способности называть слова с заданным звуком.

Доска, указки, фишки красного, синего, зеленого и черного цветов; карточки с буквами А, Я, О, Ё (по 2 заглавные и 4 строчные); мяч, фишки красного, синего, зеленого и черного цветов; карточки с буквами А, Я, О, Ё (по 2 заглавные и 4 строчные); фишки-призы; указки

5

Развитие умения выполнять звуковой анализ слов с использованием смешанной модели. Повторение правил написания букв А, Я, О, Ё после согласных звуков. Знакомство с йотированной функцией буквы Ё. Развитие способности подбирать слова к трехзвуковой модели.

Доска, указка, фишки красного, синего, зеленого и черного цветов; карточки с буквами А, Я, О, Ё (по 2 заглавные и 4 строчные), фишки красного, синего, зеленого и черного цветов; карточки с буквами А, Я, О, Ё (по 2 заглавные и 4 строчные); указки; фишки-призы

6

Развитие умения выполнять звуковой анализ слов с использованием смешанной модели. Знакомство с гласными буквами У, Ю (заглавными и строчными), правилами их написания после согласных. Развитие способности называть слова с заданным звуком. Повторение правил написания гласных букв после согласных звуков. Знакомство с йотированной функцией буквы Ю. Развитие способности подбирать слова к трехзвуковой модели

Доска, указка, фишки красного, синего, зеленого и черного цветов; карточки с буквами А, Я, О, Ё, У, Ю (по 2 заглавные и 4 строчные), фишки красного, синего, зеленого и черного цветов; карточки с буквами А, Я, О, Ё, У, Ю (по 2 заглавные и 4 строчные); указки; фишки-призы.

7

Развитие умения выполнять звуковой анализ слов с использованием смешанной модели. Повторение правил написания гласных букв после согласных звуков. Знакомство с гласными буквами Ы , И (заглавными и строчными), правилами их написания после согласных. Развитие способности подбирать слова к трехзвуковой модели.

Доска, указка, фишки красного, синего, зеленого и черного цветов; карточки с буквами А, Я, О, Ё, У, Ю, Ы, И (по 2 заглавные и 4 строчные), фишки красного, синего, зеленого и черного цветов; карточки с буквами А, Я, О, Ё, У, Ю, Ы. И (по 2 заглавные и 4 строчные); указки, фишки-призы.

8

Совершенствование умения выполнять звуковой анализ слов с использованием смешанной модели. Знакомство с гласными буквами Э, Е (заглавными и строчными), правилами их написания после согласных. Развитие способности подбирать слова к трехзвуковой модели.

Доска, указка, фишки красного, синего, зеленого и черного цветов; карточки с буквами А, Я, О, Ё, У, Ю, Ы, И, Э, Е (по 2 заглавные и 4 строчные), фишки красного, синего, зеленого и черного цветов; карточки с буквами А, Я, О, Ё, У, Ю, Ы, И, Э, Е (по 2 заглавные и 4 строчные); указки, фишки-призы.

9

Совершенствование умения выполнять звуковой анализ слов с использованием смешанной модели. Повторение правил написания гласных букв после согласных звуков. Развитие способности подбирать слова к трехзвуковой модели.

Совершенствование умения выполнять звуковой анализ слов с использованием смешанной модели.. Освоение действия изменения слов. Развитие способности называть слова с заданным звуком.

Доска, указка, фишки красного, синего, зеленого и черного цветов; карточки с гласными буквами А, Я, О, Ё, У, Ю, Ы, И, Э, Е (по 2 заглавные и 4 строчные), фишки красного, синего, зеленого и черного цветов; карточки с гласными буквами А, Я, О, Ё, У, Ю, Ы, И, Э, Е (по 2 заглавные и 4 строчные); указки, фишки-призы.

10

Знакомство с предложением, правилами его написания, делением предложения на слова и составлением его из слов. Обучение умению составлять графическую запись предложения. Знакомство с буквой М (заглавной и строчной). Освоение способа слогового чтения. Развитие способности подбирать слова к четырехзвуковой модели.

Доска, указка; комплект фишек красного, синего, зеленого и черного цветов; карточки с гласными буквами А, Я, О, Ё, У, Ю, Ы, И, Э, Е (по 2 заглавные и 4 строчные); карточка с буквой М черного цвета (2 заглавные и 4 строчные); мел, касса букв; комплект фишек красного, синего, зеленого и черного цветов; карточки с гласными буквами А, Я, О, Ё, У, Ю, Ы, И, Э, Е (по 2 заглавные и 4 строчные), карточка с буквой М черного цвета (по 2 заглавные и 4 строчные); тетради, фломастеры, кассы букв, пособие «окошечки», фишки-призы.

11

Работа с предложением: анализ, повторение правил написания, графическая запись. Знакомство с буквой Н. Освоение способа слогового чтения. Развитие способности подбирать слова к четырехзвуковой модели.

Доска, указка, комплект фишек; карточки с гласными буквами и буквами М, Н (по 2 заглавные и 4 строчные); касса букв; мел, комплект фишек, карточки с гласными буквами и буквами М, Н (по 2 заглавные и 4 строчные); кассы букв; пособие «окошечки», тетради, фломастеры, фишки-призы.

12

Работа с предложением: анализ, повторение правил написания, графическая запись. Знакомство с буквой Р. Освоение способов слогового чтения. Развитие способности подбирать слова к четырехзвуковой модели.

Доска, указка, комплект фишек; касса букв со всеми гласными буквами и согласными буквами М. Н, Р (по 2 заглавные и 4 строчные); мел, комплект фишек; кассы букв со всеми гласными буквами и согласными буквами М, Н, Р (по 2 заглавные и 4 строчные); пособие «окошечки»; тетради, фломастеры, фишки-призы.

13

Работа с предложением: анализ, повторение правил написания, графическая запись. Совершенствование умения выполнять звуковой анализ слов. Знакомство с буквой Л. Освоение слогового способа чтения. Развитие способности подбирать слова к четырехзвуковой модели.

Доска, указка, комплект фишек; касса букв со всеми гласными буквами и согласными М, Н, Р, Л (по 2 заглавные и 4 строчные); мел, комплект фишек; кассы букв со всеми гласными буквами и согласными М, Н, Р, Л (по 2 заглавные и 4 строчные); пособие «окошечки»; тетради, фломастеры, фишки-призы.

14

Работа с предложением: анализ, повторение правил написания, графическая запись, составление предложения из букв. Знакомство с буквой Г. Освоение слогового способа чтения. Развитие способности подбирать слова к четырехзвуковой модели.

Доска, указка, комплект фишек; касса букв со всеми гласными буквами и согласными М, Н, Р, Л, Г (по 2 заглавные и 4 строчные); мел, комплект фишек, кассы букв со всеми гласными буквами и согласными М, Н, Р, Л, Г (по 2 заглавные и 4 строчные); пособие «окошечки»; тетради, фломастеры, фишки-призы.

15

Совершенствование умения анализировать предложение и составлять его из букв. Знакомство с буквой К. Освоение слогового способа чтения. Развитие способности подбирать слова к четырехзвуковой модели.

Доска, указка, комплект фишек; касса букв со всеми гласными буквами и согласными М, Н, Р, Л, Г, К (по 2 заглавные и 4 строчные); мел, кукла, комплект фишек, кассы букв со всеми гласными буквами и согласными М, Н, Р, Л, Г, К (по 2 заглавные и 4 строчные); пособие «окошечки», тетради, фломастеры, фишки-призы.

16

Совершенствование умения анализировать предложение и составлять его из букв. Знакомство с буквой С и З. Освоение слогового способа чтения. Развитие способности подбирать слова к четырехзвуковой модели.

Доска, указка, комплект фишек; касса букв со всеми пройденными буквами и буквой С (по 2 заглавные и 4 строчные); мел, комплект фишек; кассы со всеми пройденными буквами и буквой С (по 2 заглавные и 4 строчные); тетради, фломастеры, фишки-призы.

17

Совершенствование умения анализировать предложение и составлять его из букв. Знакомство с буквой Ш и правил ом написания сочетания ши. Освоение послогового способа чтения. Развитие способности подбирать слова к четырехзвуковой модели

Доска, указка, комплект фишек; касса со всеми пройденными буквами и буквой Ш (по 2 заглавные и 4 строчные),комплект фишек; кассы со всеми пройденными буквами и буквой Ш (по 2 заглавные и 4 строчные); фишки-призы.

18

Совершенствование умения анализировать предложение и составлять его из букв. Знакомство с буквой Ж и правилом написания сочетания жи. Освоение послогового способа чтения. Развитие способности подбирать слова к четырехзвуковой модели

Доска, указка, комплект фишек; касса со всеми пройденными буквами и буквой Ж (по 2 заглавные и 4 строчные), комплект фишек; кассы со всеми пройденными буквами и буквой Ж (по 2 заглавные и 4 строчные); фишки-призы.

19

Совершенствование умения анализировать предложение и составлять его из букв. Знакомство с буквой Д и Т. Освоение послогового способа чтения. Повторение правил написания сочетаний жи – ши. Развитие способности подбирать слова к пятизвуковой модели.

Доска, указка, комплект фишек; кассы со всеми пройденными буквами и буквой Д и Т (по 2 заглавные и 4 строчные); таблица «Правописание жи – ши»,

 комплект фишек; касса со всеми пройденными буквами и буквой (по 2 заглавные и 4 строчные); фишки-призы.

20

Совершенствование умения анализировать предложение и составлять его из букв. Знакомство с буквой П и Б. Овладение послоговым и слитным способами чтения. Развитие способности подбирать слова к пятизвуковой модели.

Доска, указка, комплект фишек, касса со всеми пройденными буквами и буквой П и Б (по 2 заглавные и 4 строчные); таблица «Правописание жи – ши», комплект фишек, кассы со всеми пройденными буквами и буквой П (по 2 заглавные и 4 строчные); фишки-призы.

21

Совершенствование умения анализировать предложение и составлять его из букв. Знакомство с буквой В и Ф. Овладение послоговым и слитным способами чтения. Развитие способности называть слова с заданным звуком.

Доска, указка, комплект фишек, касса со всеми пройденными буквами и буквой В и Ф (по 2 заглавные и 4 строчные); таблица «Правописание жи – ши», мел, комплект фишек, кассы со всеми пройденными буквами и буквой В (по 2 заглавные и 4 строчные); фишки-призы.

22

Совершенствование умения детей анализировать предложение и составлять его графическую схему. Знакомство с буквой Й. Овладение послоговым и слитным способами чтения. Совершенствование умения составлять слова по звуковой модели.

Доска, указка, комплект фишек, касса со всеми пройденными буквами и буквой Й (по 2 заглавные и 4 строчные); таблица «Правописание жи – ши», мел, комплект фишек, кассы со всеми пройденными буквами и буквой Й (по 2 заглавные и 4 строчные), тетради, фломастеры.

23

Совершенствование умения анализировать предложение и составлять его из букв. Знакомство с буквой Ч и Щ. и правописанием сочетаний ща – щу, ча – ща, чу – щу. Овладение послоговым и слитным способами чтения. Знакомство с правописанием сочетаний ча и чу. Совершенствование умения составлять слова по звуковой модели.

Доска, указка, комплект фишек, касса со всеми пройденными буквами и буквой Ч (по 2 заглавные и 4 строчные); таблица «Правописание жи – ши», «Правописание ча – ща», «Правописание чу – щу» мел, комплект фишек, кассы со всеми пройденными буквами и буквой Ч (по 2 заглавные и 4 строчные).

24

Совершенствование умения анализировать предложение и составлять его из букв. Знакомство с буквой Ц. Овладение послоговым и слитным способами чтения. Совершенствование умения составлять слова по звуковой модели.

доска, указка, комплект фишек, касса со всеми пройденными буквами и буквой Ц (по 2 заглавные и 4 строчные, комплект фишек, кассы со всеми пройденными буквами и буквой Ц (по 2 заглавные и 4 строчные).

25

Совершенствование умения анализировать предложение и составлять его из букв. Знакомство с буквой X. Овладение послоговым и слитным способами чтения. Совершенствование умения составлять слова по звуковой модели.

Доска, указка, комплект фишек, касса со всеми пройденными и буквой X (по 2 заглавные и 4 строчные); таблицы «Правописание жи-ши », «Правописание ча – ща », «Правописание чу – щу», комплект фишек, кассы со всеми пройденными буквами и буквой X (по 2 заглавные и 4 строчные).

26

Совершенствование умения анализировать предложение и составлять его графическое изображение. Знакомство с разделительной функцией Ь. Овладение послоговым и слитным способами чтения. Совершенствование умения составлять слова по звуковой модели.

Доска, указка, комплект фишек, касса со всеми пройденными буквами и буквой Ь (по 2 заглавные и 4 строчные); таблицы «Правописание жи – ши», «Правописание ча – ща», «Правописание чу – щу»; мел, комплект фишек, кассы со всеми пройденными буквами (по 2 заглавные и 4 строчные), тетради, фломастеры.

27

Знакомство с Ъ и его разделительной функцией. Повторение правил написания сочетаний жи – ши, чаща, чу – щу. Овладение послоговым и слитным способами чтения.

Доска, указка, комплект фишек; касса со всеми пройденными буквами и буквой Ъ (по 2 заглавные и 4 строчные); таблицы «Правописание жи – ши», «Правописание ча – ща», «Правописание чу – щу». Раздаточный: комплект фишек, кассы со всеми пройденными буквами и буквой Ъ (по 2 заглавные и 4 строчные).

28

Повторение пройденных букв. Совершенствование умения анализировать предложение и составлять его из букв. Развитие послогового и слитного способов чтения. Повторение пройденных грамматических правил.

Доска, указка, комплект фишек, касса букв (по 2 заглавные и 4 строчные буквы), таблицы «Правописание жи – ши», «Правописание ча – ща», «Правописание чу – щу». Раздаточный: комплект фишек, кассы букв (по 2 заглавные и 4 строчные буквы).

29

Совершенствование умения анализировать предложение и составлять его из букв. Развитие послогового и слитного способов чтения. Повторение грамматических правил. Развитие способности подбирать слова на заданный слог. Совершенствование умения составлять слова по звуковой модели

Доска, указка; комплект фишек; касса букв (по 2 заглавные и 4 строчные буквы); таблицы «Правописание жи – ши», «Правописание ча – ща», «Правописание чу – щу». Раздаточный: комплект фишек, кассы букв (по 2 заглавные и 4 строчные буквы).

30-32

Повторение

33-34

Мониторинг

2. Комплекс организационно-педагогических условий

Календарный учебный график

Вид деятельности

Период учебного года

Примечание

Период предоставления

платных образовательных услуг

С 01.10.по 31.12.

15 недель

Каникулы

С 01.01. по 08.01. г.

Период предоставления

платных образовательных услуг

С 09.01. по 23.05.

19 недель

Педагогическая диагностика. Отчет

Последние 2 недели мая.

Формы текущего контроля/ промежуточной аттестации

Текущий контроль в форме зачета 1 раз в полугодие.

Промежуточная аттестация: диагностика 1 раз в конце учебного года.

Материально-техническое обеспечение

Светлое, просторное помещение со столами и свободным пространством для игр

Ноутбук, экран.

Доска, магниты, маркер.

Иллюстративный материал, игрушки, предметные картинки, настольный театр, счетные палочки, цветные фишки, слоговые карточки, азбука букв, кубики с буквами и картинками, индивидуальные печатные прописи, карандаши

Информационное обеспечение

Кадровое  обеспечение  (Ф.И.О. педагога-себя, образование, категория…

Методические материалы (если не будет, тогда лучше убрать)

Оценочные материалы

        В начале учебного года необходимо провести обследование речи детей, в частности, звукопроизношения и фонематического слуха. Целесообразнее при этом использовать методику, предложенную Т.Н. Гризик, Л.Е.Тимошук.

Обследование звукопроизношения детей 4 лет приведено в табл. 1.

Методика обследования: на каждый проверяемый звук ребенку предлагается по три предметные картинки, в названии которых звук М> [б], [д], [з] находится в начале, середине и конце слова (в конце слов этот звук оглушается).

Таблица 1.

№п/п

Фамилия и имя

С

С

3

3'

Ц

ш

Ж

щ

Ч

Р

Р'

Л

Л'

Й

К-К'

Г-Г'

Х-Х'

Б-Б'

Д-Д'

А-Е-Ю-Ё

1

Иванов Саша

+

+

+

+

Ш-С (суба)

ж—з (зук)

+

-

-

2

3

Условные обозначения:

(+)  — произносит правильно;

(—)  — не произносит, т.е. звук отсутствует;

(    ) — неустойчивое звукопроизношение (в одних случаях произносит звук, в датах нет).

Обследование фонематического слуха:

  • узнавание слова со звуком во фразе (даются фразы к двум-трем предложенным картинкам);
  • узнавание в слове (какой звук слышится в начале, середине, конце слова);
  • самостоятельный отбор ребенком предметов (картинок) на определенный звук;
  • выбор из двух предметов того, в названии которого есть заданный звук.

Обследование фонематического слуха у детей 4 лет дано в табл. 2.

Таблица 2

№ п/п

Фамилия и

имя

Узнавание звука

в слове

Узнавание слова .

со звуком

во фразе

Самостоятельный

 выбор предмета на

определенный звук

Выбор одного

 предмета из двух,

в названии которого

есть заданный звук

1

Петров Женя

+

Условные обозначения:

(+) — правильное выполнение задания;

(—) — задание выполнено неверно;

(  ) — неустойчивое выполнение задания.

Список литературы

  1. Варенцова Н.С. Некоторые проблемы работы воспитателя по развитию умственных способностей у дошкольников. – В кн. Образовательная работа в детском саду по программе «Развитие». Методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений / Под ред. Дьяченко О. М., Холмовской В. В, —М.: Гном и Д, 2001.
  2.  Варенцова Н.С. Преемственность в образовании детей дошкольного и младшего школьного возраста // Дошкольник. Младший школьник, 2003 —№ 4.
  3. Грамота для дошкольников. – В кн. Дети, в школу собирайтесь, – М.: Просвещение, 2008.
  4.  Дурова Н.В., Невская Л.H. Обучение дошкольников грамоте. Дидактические материалы в четырех книгах, – Часть 4 (Читаем сами).-М.: Школьная пресса, 2001.
  5.  Журова Л.E. Обучение грамоте в детском саду. —М.: Просвещение, 1974.
  6. Маханёва М.Д.  Подготовка к обучению грамоте детей 4-5 лет. Метод.пособие. –М.:ТЦ Сфера, 2022.
  7. Маханёва М.Д. Обучение грамоте детей 5-7 лет. Метод.пособие.-М.: ТЦ Сфера, 2022.
  8. Подготовка к обучению грамоте в детском саду / Под ред. Н.С. Варенцовой, Н.С. Старжинской. – Минск: Нар. Асвета, 1992.
  9. Подготовка к обучению грамоте детей пяти лет. Методические рекомендации. – Минск: МП БССР, 1986.
  10.  Развитие речи. – В кн. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста / Под ред. О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьевой. Вып. 1, 2, —М.: Серия «Психология образования», МОиПК, 1996.
  11.  Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом / Под ред. Ф.А. Сохина, М., 1991.
  12. Федоренко Л.П., Фомичева Г.А., Лотарев В.И. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М., 1977.
  13. Федосова Н. А. Готовлюсь к письму. – Часть 1, 2, —М.: Гном и Д, 2004.
  14.  Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.,

      1997.

  1. Чтение и письмо по системе Д. Б. Эльконина. Книга для учителя,—М.: Просвещение, 1993.

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie