Грамотейка
Формирование у детей первоначальных лингвистических представлений, понимание того, что такое слово, предложение и как они строятся.
Ознакомление со слогом, слоговой структурой слова. Формирование умения – делить слова на слоги.
Формирование и развитие звуко - буквенного анализа (выделять последовательность звуков в простых словах; различать на слух и при произношении гласные и согласные звуки; определять твердость и мягкость, звонкость и глухость согласных; количество звуков в слове; выделять ударный слог; соотносить слышимое и произносимое слово со схемой — моделью).
Формирование и развитие фонематического слуха.
Овладение звуковой стороной речи – темпом, интонацией.
Развитие связанной речи.
Формирование умения правильно строить предложение, использовать предлоги, пользоваться схемой предложения.
Расширение словарного запаса детей.
Развитие фонематического слуха и восприятия.
Формирование операций: звукового и слогового анализа и синтеза.
Ознакомление детей с буквами.
Формирование навыков: звуко - буквенного анализа и синтеза, чтение слитным послоговым методом.
Подготовка руки ребёнка к письму (развитие графических навыков, мелкой моторики).
Развитие оптико-пространственных ориентировок.
Развитие произвольного внимания, памяти, мышления, слуховой памяти.
Развитие слухового восприятия, внимания.
Формирование организованности и самостоятельности при выполнении заданий.
Формирование интереса к чтению.
Развитие не только лингвистического мышления детей, но и их языковой интуиции, природного чувства слова и интереса к изучению языка.
Воспитание бережного отношения к книге, дидактическим материалам.
Приобщение детей к художественной литературе (как искусству и средству развития речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге).
Формирование умения слушать своих товарищей.
Воспитание культуры речи.
Воспитание доброжелательного отношения друг к другу.
Формирование умения работать в парах и подгруппах.
Программа занятий
Программа занятий включает три направления работы с детьми дошкольного возраста: развитие звуковой стороны речи, ознакомление со знаковой системой языка и подготовка руки к письму
Работа по формированию у детей звуковой стороны речи и ознакомлению с основами грамоты, прежде всего, связана с развитием познавательных способностей и воспитанием произвольности поведения.
Развитие умственных способностей детей происходит в процессе овладения действиями замещения звуков речи. Дети учатся моделировать как отдельные речевые единицы (слоги, звуки, слова), так и речевой поток в целом (предложения). При решении познавательных задач они способны использовать готовые схемы, модели и строить их самостоятельно: делить слова на слоги, проводить звуковой анализ слов, делить предложения на слова и составлять их из слов и букв; сравнивать модели слов по звуковому составу, подбирать слова к заданной модели и т. д.
Развитие познавательных способностей способствует осознанному отношению детей к различным сторонам речевой действительности (звуковой и знаковой), ведет к пониманию некоторых закономерностей родного языка, формированию основ грамотности.
В процессе подготовки руки к письму у детей развиваются как познавательные, так и творческие способности. Сначала дошкольники овладевают произвольными движениями кистей и пальцев рук (изображают различные явления и объекты: дождь, ветер, кораблик, паровозик, зайчик, бабочку и др.); затем – графическими умениями при ознакомлении с элементами письменной речи. Дети учатся кодировать речь и "прочитывать ее код", то есть моделировать речь принятыми в культуре русского языка знаками. Дошкольники конструируют, достраивают с помощью фломастеров или цветных карандашей отдельные объекты и явления: шалашики, солнышко, птичек, лодочки и т. п. Подобные занятия способствуют развитию воображения, фантазии, инициативы и самостоятельности детей.
Ознакомление ребенка с фонемной (звуковой) системой языка имеет значение не только при обучении его чтению, но и для всего последующего изучения родного языка.
Содержание программы построено с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста и основывается на их избирательной восприимчивости к разным сторонам языковой действительности.
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника